Проезжая мимо квартала "Старая мельница" по новому мосту, я постоянно слышу имя: Илья Николаевич Хегай. Оно звучит тихо и спокойно, так же, как он говорил. Прошёл почти год, со дня прощания, но голос его звучит, в памяти остались встречи, выставки, картины, и не рассказанные эпизоды.
В 2010 году, к 80-летию со дня рождения Ильи Николаевича Хегая, были организованы две выставки его картин. Одна – в Старом Осколе, другая – в Белгороде. Первую я видел и писал о ней, а на открытии второй побывать не удалось.
В очередном разговоре с Ильей Николаевичем узнаю, что он хотел бы увидеть белгородскую выставку.
- На открытии было много народу, сам знаешь, как на выставках бывает, там картины, о которых я уже и забыл. Хотелось бы увидеть их в спокойной обстановке, может последний раз.
Так случайно наши желания совпали. Я тут же позвонил Наташе Б. девушке, студентке Репинского училища, которая собиралась писать монографию о Хегае. Она согласилась поехать с нами, Илья Николаевич не был против компании, и вот мы в дороге.
Наташа воспользовалась моментом, попросила Илью Николаевича оценить её работы и передала ему объёмистую пачку фотографий. Маэстро внимательно рассмотрел все работы и выдал девушке несколько рекомендаций так, будто по головке погладил, шутя и вместе с тем, серьезно.
Областной выставочный зал мы нашли быстро, и нас с удовольствием встретила смотритель. Завязался разговор, Илья Николаевич от самого входа начал не смотреть, нет, оценивать свои картины. Он и до поездки говорил, что многие не помнит, почти все они из коллекции его друзей семьи Брыжик, и сейчас встречал их как блудных детей, с интересом и некоторой иронией.
- Вот эта мне нравится, приговаривал он. Моему любительскому взгляду она казалась шедевром. Перед одними задерживался, мимо некоторых проходил сразу. В конце зала нас встретили и проводили в небольшую комнату, где над каталогом работала дизайнер Нина Петровна Будякова.
Илья Николаевич сразу включился в работу. Просмотрел все страницы и предложил поменять некоторые картины. Понятно, что у каждого создателя есть "любимые дети". Но сможет ли сам художник объяснить разное отношение к картинам. Жалею, что тогда не поговорил на эту тему, поэтому придётся пофантазировать.
Допустим картина "пошла" сразу, мазок за мазком и в конце работы ничего не надо менять. Можно сказать попал в "струю", озарило, снизошло вдохновение. Другая же идёт туго, как назло отвлекают посторонние дела и люди, уходит настроение, мастер не видит картины целиком, дополняет её и переписывает. Такое может длиться годами. Чаще всего тяжело выношенные дети, становятся более любимыми. Над ними трясутся, их лелеют. Хотя по существу все они дороги, как этап жизни, напоминания о том, или ином событии, привязка к датам. Есть ещё одна причина. Картина могла быть сделана на продажу, но и здесь существуют варианты.
Но вернемся к Илье Николаевичу. По дороге назад он высказал свое отношение к увиденному.
- Выставка мне не понравилась. Первый раз всё показалось нормальным, а сегодня нет. Будто чужая.
Спустя некоторое время Илья Николаевич пригласил меня домой за каталогами и щедро вручил 10 экземпляров с автографами.
- Раздай, кому хочешь.
Раздал и попросил ещё пяток. Получил и снова раздал.
Непременным спутником каждой выставки я бы назвал книгу отзывов. Записи в них часто бывают интереснее статей, написанных по случаю, и говорят сами за себя.
Наташа, после поездки призналась мне, что не сможет написать монографию о художнике Хегае, "не потянет", да и времени не хватит. Ничего страшного! Надеюсь, что воспоминаниями о коротких встречах, подобных описанной, будет поддерживаться память и пополняться сайт Ильи Николаевича Хегая.
Сергей ЧЕРНЕВ, 2012