Творческий стаж работы Ильи Николаевича Хегая насчитывает более 40 лет. С 1947 по 1950 годы он учился в Алма-Атинском художественно-театральном училище. В 1956 году окончил карагандинскую изостудию профессора В. А. Эйферта. С 1952 года начинается активная выставочная деятельность Ильи Хегая - это городские, областные, региональные, республиканские и международные выставки.
В 1967 году Хегай был принят в члены Союза Художников Советского Союза. С 1979 года жил и работал в городе Старый Оскол. Два года тому назад художник ушёл из жизни. Память о нём осталась в его картинах.
В начале марта в Старом Осколе в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина открылась выставка памяти старооскольского живописца "ГАРМОНИЯ В КАРТИНЕ", организованная при поддержке Старооскольского художественного музея. В ней представлены живописные картины написанные художником с 1970 по 2000 годы.
Более сорока лет насыщенной творческой деятельности нашли своё отражение в каждой его работе. Как было замечено современниками, ещё при жизни Хегая, его метафизические полотна оказывают огромное интеллектуальное и духовное воздействие на зрителя. Трудно оторвать взгляд от картин, они завораживают своей повествовательностью, образным решением и невероятными загадками.
Друзья художника отмечали, что Илья Хегай не делился своими планами по поводу будущих произведений. Он подолгу вынашивал замысел, идя от варианта к варианту, и в итоге создавал именно тот единственный, верный художественный образ, наполненный философским звучанием и смысловой многомерностью. Так же мало кто видел, как художник делает этюды, эскизы и зарисовки к будущим картинам. Однако, у него в мастерской хранились несколько папок с виртуозно сделанными набросками и рисунками, в которых можно увидеть разнообразные варианты и поиски уже известных нам композиций.
Смысл его произведений разнообразен: этические проблемы, любовь, история, война. Образы в картинах Хегая доведены до знака, до символа, и потому приобретают сильное эмоциональное воздействие. Без изображения выстрелов, военной атрибутики, мы начинаем испытывать ощущения тревоги в картине
Начало войны. Война надвигается на зрителя всей чёрной массой пейзажа. И тем острее чувствуется тема расставания двух людей стоящих в тени безмолвного векового свидетеля.
Тема постижения смысла жизни, не только на Земле, но и в бескрайней Вселенной остро звучит в картинах
Год Быка и
Ангел. В сложных переплетениях чёрного, коричневого, белого цветов художник создаёт вполне узнаваемую космическую субстанцию, невольно призывая к постижению непознанного и недоступного для человеческого разума.
Илья Хегай художник соединившей в своём творчестве традиции двух культур - восточной и европейской. От восточной у него особенная образность, спокойствие и задушевность -
Ледоход,
Зима,
Старость. От европейской, прежде всего, тяга к эксперименту в жанре натюрморт -
Весенний хоровод,
Птицы,
Цветы. Именно в них мастер находился в постоянном поиске много говорящей, выразительной фактуры красочного слоя, цвета и освещения.
Всю жизнь художник работал самозабвенно, пытаясь постигнуть гармонию мира и добиться этой самой гармонии в своих картинах. Он до последнего сомневался, искал, ставил цели, строил планы. Хегай жил для искусства. Теперь благодаря его искусству мы учимся видеть и понимать созданную им загадочную
Вселенную.
Ирина ШАПОВАЛОВА, 2012
Главный хранитель
Старооскольский художественный музей