Живопись называют королевой изобразительных искусств и это не случайно, ведь живописные произведения способны влиять на наше мировоззрение и объяснять многие сложные вопросы бытия.
Имя Ильи Николаевича Хегая известно далеко за пределами нашего города. Его изобразительное наследие безгранично велико. Картины художника занимают достойное место в собраниях музеев России, хранятся в галереях и музеях многих европейских, азиатских и североамериканских городов. Илья Хегай - человек восточного происхождения, сложной судьбы и длинного жизненного пути. Он прожил в нашем городе около тридцати лет, поэтому мы по праву называем его старооскольцем.
Художественный музей хранит десять произведений написанных автором в разное время. Удивительно, только десять, но, сколько жизни и смысла в этих бесценных полотнах!
Самая ранняя картина И. Хегая в собрании музея датируется 1968 годом - временем, когда художнику было сорок лет. Взрослый человек со сложившимися взглядами и устремлениями, осознающий своё предназначение в этом мире, но стоящий как бы на пороге в будущее, ищущий и понимающий совершенно определённые задачи, которые он в силах осуществить. Картина
Малышка решена в графическом ключе, свойственном художнику в раннее время, однако, в нём проявились основные особенности творческого метода художника - увлечённость цветом и совершенность композиционного построения.
Природа и архитектура нашего города были неизменными моделями для полотен Хегая. Изображая старинные здания и храмы, художник обращает внимание не только на их внешние особенности, а стремится постигнуть их характер, наделяя архитектуру человеческими качествами. Дом купца Пантелеймона Лихушина (ныне Староосколький краеведческий музей), построенный в конце ХIХ в. и являющийся визитной карточкой улицы Ленина в Старом Осколе, художник запечатлел в масштабном полотне
После дождя. Картина решена в тёмных тонах, в ней иссини-черное небо, мокро-коричневые лужи, корявые стволы безлиственных деревьев. Светом выделены лишь некоторые детали. Тонкой красоты и певучей элегантности здание художник наделил памятью, схожей памяти седого старика, векового свидетеля многих исторических событий нашего города.
Портретной живописи Ильи Хегая характерно глубокое психологическое звучание натуры, модели его полотен способны разговаривать со зрителем. Илья Николаевич был мудрым наставником и вдохновителем для многих старооскольских художников, поэтов и музыкантов. Наиболее близких из них он запечатлел в своих полотнах. В 1985 году Хегай написал портрет Лиры Султановны Абдуллиной -
Лира. Старооскольская поэтесса изображена за столом таким образом, что мы оказываемся её непосредственными гостями, свидетелями происходящего - момента зарождения идеи, стиха. Ощущение движения, полёта мысли портретируемой выражены в позе, взмахе руки, организации окружающего пространства. Тонко разработанная колористическая гамма голубых тонов способствует постижению образа, и вспоминаются строчки Лиры Султановны:
Сын рисует синие машины,
Сын рисует синие маслины,
Сын рисует город голубой,
Синий дым над синею трубой.
И повсюду – синее сиянье,
Синие смеются марсиане,
На листке тетрадном синий цвет,
Как в снегу весеннем синий след.
Говорю я: "Разве так бывает"
Сын глазами синими моргает:
- Нет, бывает! -
Может, и бывает,
Взрослые об этом забывают.
Особенностью произведений И. Хегая является ассоциативность. Его работы вызывают зрителя к размышлениям, побуждают воображать, вспоминать и домысливать. Творчество художника объединяет желание создать символически обобщённый и в то же время легко узнаваемый, земной, реальный образ, заключающий такие значительные для нас понятия, как надежда, любовь, сострадание... Нередко, в одном полотне читается несколько эмоциональных настроений, несколько сюжетных линий.
К подобным произведениям можно отнести монументальное полотно
Ожидание. На первом плане изображена пожилая женщина в крестьянской одежде. Её фигура устремлена вперёд, к зрителю. За её плечами - обветшалая хата с соломенной крышей, осунувшиеся калитка и забор. Символично оборванны лини электропроводов. За её плечами - прожитая жизнь. Художник предлагает нам самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, заложенный в названии произведения. Что или кого ждёт эта одинокая женщина? Мужа? Детей? О чём грустит она? О прошлом... будущем? Почему так полно скорби её лицо? По замыслу автора, картина посвящена женщине, потерявшего близкого человека во время войны 1941-1945 годов.
Работая над замыслом своих произведений, Хегай часто ставил, казалось, непосильные задачи - передать сущность нематериального мира. В коллекции музея есть полотна, в которых художник обращается к извечно волнующим человечество темам - жизнь в космосе, возникновение субстанции под названием Земля, взаимодействие планет, быстротечность времени и ценность человеческой жизни в нём.
Десять полотен Ильи Хегая в коллекции художественного музея - как десять драгоценных камней, бесценного значения. Мы их бережно храним и всегда с гордостью включаем в разного рода экспозиции. Произведения Ильи Хегая находят живой отклик у посетителей музея и это можно объяснить тем, что в них есть большее, чем достоверная копия окружающего мира, в них присутствует загадка, вопрос, побуждение к размышлениям, которые так нравятся искушенному зрителю.
Илья Николаевич прожил долгую жизнь, в 2010 году он праздновал свое восьмидесятилетие. К юбилею были подготовлены две крупные персональные выставки в Белгороде и Старом Осколе.
Прошло два года, как его нет с нами, но память о нём живёт в наших сердцах, а передать историю будущим поколениям помогут живописные произведения Ильи Николаевича, состоящие в коллекции художественного музея.
Кристина ЕВСЕЕВА, 2013
Главный хранитель
Старооскольский художественный музей