Творческий стаж работы Ильи Николаевича Хегая насчитывает более 40 лет. С 1947 по 1950 годы он учился в Алма-Атинском художественно-театральном училище. В 1956 году окончил карагандинскую изостудию профессора В. А. Эйферта. С 1952 года начинается активная выставочная деятельность Ильи Хегая - это городские, областные, региональные, республиканские и международные выставки.
В 1967 году Хегай был принят в члены Союза Художников Советского Союза. С 1979 года жил и работал в городе Старый Оскол. В 2011 году художник ушёл из жизни. Память о нём осталась в его картинах.
Более сорока лет насыщенной творческой деятельности нашли своё отражение в каждой его работе. Как было замечено современниками, ещё при жизни Хегая, его метафизические полотна оказывают огромное интеллектуальное и духовное воздействие на зрителя. Трудно оторвать взгляд от картин, они завораживают своей повествовательностью, образным решением и невероятными загадками.
Смысл его произведений разнообразен: этические проблемы, любовь, история, война. Образы в картинах Хегая доведены до знака, до символа, и потому приобретают сильное эмоциональное воздействие.
9 Мая
Весной 9 мая мы все отмечаем великий праздник Победы. Сколько драматизма и радости можно увидеть и почувствовать в этом празднике. Перед вами картина с названием
9 Мая, на ней изображена жена художника - Татьяна Дмитриевна, это собирательный образ всех женщин потерявших своих близких во время той войны. Сочетания красного, синего и чёрного цветов придают этой работе трагизм, вертикальные линии словно разрывают пространство, не дают зарубцеваться старым ранам, которые оставили след в душе.
Портреты
На протяжении нескольких лет Хегай создал серию портретов творческой интеллигенции города, среди которых художники, поэты, педагоги - Л. Абдуллина, Л. Зенина, В. Нешумов, Н. Геращенко и др.
Художник много и самозабвенно пишет окружающих его людей и это не просто портреты, а маленькие новеллы, рассказы о людях и их жизни, созданные при помощи красок. Образы женщин на его картинах настолько возвышенные, что создаётся впечатление, что они неземные жители и их внутренний мир это целая вселенная.
Царевна Лягушка,
Девушка в кресле, это портреты нашей старооскольской художницы Ларисы Комаровой. Написаны они были в нелёгкое для неё время, когда происходили перемены в семейной жизни, и всё это отражалось в её настроении. Лариса часто приходила в мастерскую к художнику и подолгу с ним беседовала о смысле жизни. Перемены, происходящие с коллегой и подметил художник, изобразив женщину как сказочное создание в образе царевны лягушки. Намеренно не прописывая руки и ноги, специально увеличивая глаза, чтобы создать образ женщины загадки, которая в своей жизни преодолевает все испытания.
Поздние портреты тоже вызывают большой интерес. Они все разные и неповторимые. Для каждой модели Хегай выбирал особую живописную манеру, способную подчеркнуть индивидуальные черты. Перед вами полотно
Грезы. Этот портрет художник хотел написать очень давно. По видимому ещё в момент знакомства с Нелли Михайловной Геращенко. Он уже тогда составил для себя её образ. Нелли Михайловна приехала к нам из солнечного Азербайджана и у художника она ассоциировалась с восточным теплом, буйным цветением садов и яркими красками. Было проведено несколько сеансов. Он создал не просто портрет художника, портрет красивой женщины, получился портрет солнечной Азии. Картина излучает положительные, светлые эмоции.
Осколье
Особенно большое внимание в своём творчестве Илья Хегай уделял мотивам Староосколья, показывая их в разные времена года. В пейзажах и картинах на эту тему художник вводит силуэты оскольских церквей.
Белая церковь, на тёмном фоне, словно мгновение, выхваченное из жизни, так быстро меняющейся в последнее время. Рельефная поверхность красочного слоя уводит нас от реалий бытия в мир духовный, поражает смелым колористическим решением.
Лики узнаваемых церквей нашего города художник часто использовал в жанровых картинах. Через них мы ощущаем причастие жизни нашего города к историческим событиям России.
Казахстан
Время, когда художник жил в Казахстане - это особый период в творчестве. Тогда художник тяготел к стилизации форм, много работал в монументальном искусстве, поэтому оно оказывало большое влияние на картины, написанные в то время. Отсюда декоративное, стилизованное решение многих полотен. Это прослеживается в работах
Весна,
Дюны, а картина
Юрта показывает нам новые искания выразительных средств. Тут уже чувствуется влияние известного молдавского художника Михаила Греку, который любил экспериментировать с фактурами, придерживаясь единого колорита картины. Художники были знакомы, и некоторое время работали вместе.
Подсолнухи
О подсолнухах можно писать и говорить много. У Ильи Хегая есть целая серия, посвященная этим неприхотливым цветам. Между тем все картины очень разные. В каждой художник пытался показать неуловимое ощущение от встречи с этими цветами. Его всегда интересовало, как поворачивается цветок за лучами солнца, как он распускается на рассвете и как закрывает свои лепестки на закате. Он всегда прислушивался к шелесту листьев и звуку ветра. Поэтому у него есть подсолнечные поля похожие на непроходимые леса, встречаются образы в виде тёмных силуэтов, которые напоминают людей, есть и торжественные букеты. А представленные на выставке
Подсолнухи купаются в последних лучах закатного солнца, растворяюсь своими лепестками в жёлто-розовом небе. И словно поют колыбельную песню всей природе.
Всю жизнь художник работал самозабвенно, пытаясь постигнуть гармонию мира и добиться этой самой гармонии в своих картинах. Он до последнего сомневался, искал, ставил цели, строил планы. Хегай жил для искусства. Теперь благодаря его искусству мы учимся видеть и понимать созданную им загадочную
Вселенную.
Ирина ШАПОВАЛОВА, 2014
Главный хранитель
Старооскольский художественный музей